Как Plants vs Zombies стала настоящей стратегией

Я, как и многие другие, очень любил игру "Растения против зомби". Целыми часами я мог высаживать подсолнухи, ловить падающие капли солнечного света и надеяться, что ходячие мертвецы не начнут наступление с пустой пока линии. А если начнут — что ж, у меня всегда есть газонокосилка!

Plants vs Zombies  — одна из тех игр, что появляются раз в несколько лет и остаются навсегда. Даже сейчас люди охотно играют в неё. По сути, это самый успешный и знаменитый пример игры в жанре "tower defense".

Tower Defense — младший племянник стратегических игр

Сам по себе этот жанр — очень усечённая версия обычных стратегий в реальном времени. Это как онлайновые игры для девочек по сравнению с нормальными компьютерными игрушками. У тебя нет движущихся войск, у тебя практически нет дерева развития технологий — в tower defense они обычно открываются за прохождение уровней. Ты сам не можешь двигаться — движется только враг. Причём всегда по одному и тому же маршруту!

Я только что перечислил основные минусы tower defense, из-за которых я в них не играю. Мне больше по душе свобода действий в Starcraft и просторные карты Warcraft, где можно бегать по разным маршрутам. Где каждое приключение — как в первый раз, а победы и поражения происходят по разным причинам (хотя у профессиональных киберспортсменов все эти причины известны и шаблонны).

Так вот, несмотря на всю убогость жанра tower defense, в игру Plants vs Zombies я резался сутки напролёт. Её магия настолько сильна, что я даже не задумывался о том, что зомби всегда наступают с одной и той же стороны. Что карты, по сути, являются одной и той же примитивной сеткой квадратов. Что герои нарисованы мультяшно, как персонажи бесконечных игр Монстр Хай про приключения маленьких чудовищ. Впрочем, это было уже достоинством.

Но эту сетку можно было засеивать каждый раз по-разному. Вот в чём было кардинальное отличие от многих других игрушек в tower defense. В рамках огорода в Plants vs Zombies не было никаких ограничений — и число комбинаций, как в шахматах, практически бесконечно.

Сетевая игра в Растениях против Зомби — не шутка

Эта бесконечность особенно сильно проявляется на последних этапах или при повторном прохождении, когда открыты все твои "технологии". Когда ты можешь выбирать между гороховыми стрелками, кукурузными катапультами и арбузными требушетами, просто размазывающими врага по чернозёму.

Число квадратов на огороде Plants vs Zombies достигает 45, а в шахматах — 64. Но число боевых единиц в игре гораздо больше, чем шахматных фигур. Поэтому навскидку можно оценить, что первая игра в несколько раз сложнее второй.

И хотя по "Растениям против зомби" не проводятся чемпионаты, я уверен, что эта игра вполне могла бы быть спортивной дисциплиной. Причём для двух живых игроков!

Если помните, в игре уже есть режим "управляем зомби и атакуем огород" — только как мини-игра. Представляете, как бы было здорово, если бы этот режим стал полноценным мультиплеером. То есть один игрок высаживает растения, а другой атакует его ходячими мертвецами?

Так вот, я недавно узнал, что такой мультиплеер уже реализован! Но только в версии Plants vs Zombies для приставки Xbox 360. Два игрока могут рубиться в deathmatch по сети, словно в каком-нибудь Doom или Halo. Хотя постойте, что это я говорю?

Сетевой режим в приставочной версии Plants vs Zombies — это именно то, что всегда отделяло игры tower defense от "настоящих стратегий".

И теперь, когда это препятствие убрано, мои любимые "Растения против зомби" абсолютно честно назвать полноценной RTS (стратегией в реальном времени). Потому что реальное время — есть, стратегия — есть и даже живой соперник — и то есть!

Чего же ещё желать ветеранам?

Сергей Токарев aka eSTet